Термины и определения в данном уроке соответствуют
новой редакции Бюджетного кодекса и Указаниям о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации, вступающим в силу с 1 января 2008 г.
Бюджетный учет ведут государственные
(муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых
осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной
сметы.
Использование средств бюджетов Российской
Федерации бюджетными учреждениями строго регламентировано. Методология
бюджетного учета - принципы, на которых построены правила учета операций по
исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного
учета.
Одним из принципов методологии бюджетного учета
является систематизация доходов, источников финансирования дефицитов, расходов
бюджетов Российской Федерации. Систематизация перечисленных элементов бюджетной
системы Российской Федерации отражена в Кодах бюджетной классификации
Российской Федерации. Коды бюджетной классификации входят в состав номера счета
бюджетного учета, состоящего из 26 разрядов, и занимают в нем 20 разрядов:
первые 17 разрядов и последние 3 разряда номера счета бюджетного учета.
В Российской Федерации действует практика ежегодного
издания приказа Минфина России, утверждающего Указания о порядке применения
бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующий год.
Бюджетные учреждения создаются для выполнения
закрепленных за ними функций, в том числе по оказанию государственных
(муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с
государственным (муниципальным) заданием, а также администрирование поступлений
в бюджеты Российской Федерации.
Субъект бюджетного учета и отчетности - главный
распорядитель средств бюджета (Министерство, Федеральная служба, Федеральное
агентство, Исполнительная дирекция государственного внебюджетного фонда и др.)
определяет, кто (какой субъект бюджетного учета и отчетности) в
подведомственной им системе является администратором поступлений в бюджет,
администратором источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджетный учет по осуществлению функций
администрирования поступлений в бюджеты Российской Федерации ведется в
соответствии с кодами главных администраторов доходов бюджета, видов и подвидов
доходов (первые семнадцать разрядов номера счета бюджетного учета) и
классификацией операций сектора государственного управления, относящихся к
доходам бюджетов (последние три разряда номера счета бюджетного учета).
Бюджетный учет операций расходования бюджетных
средств в процессе деятельности бюджетных учреждений осуществляется в
соответствии с кодами главных распорядителей бюджетных средств, разделов,
подразделов, целевых статьей и видов расходов, классификации операций сектора
государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Например, коды классификации операций сектора
государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (последние три
разряда номера счета бюджетного учета), включают следующие группы, статьи,
подстатьи (приведем не весь перечень, а наиболее часто применимые группы
большинством бюджетных учреждений статьи, подстатьи).
Группа 200 "Расходы"
В состав данной группы включаются следующие
статьи, подстатьи:
1. 210 "Оплата труда и начисления на выплаты
по оплате труда";
211 "Заработная плата";
212 "Прочие выплаты";
213 "Начисления на выплаты по оплате
труда".
2. 220 "Оплата работ, услуг";
221 "Услуги связи";
222 "Транспортные услуги";
223 "Коммунальные услуги";
224 "Арендная плата за пользование
имуществом";
225 "Работы, услуги по содержанию
имущества";
226 "Прочие работы, услуги".
3. 230 "Обслуживание государственного
(муниципального) долга"
(подстатьи не приводим).
4. 240 "Безвозмездные перечисления
организациям";
241 "Безвозмездные перечисления
государственным и муниципальным организациям";
242 "Безвозмездные перечисления организациям,
за исключением государственных и муниципальных организаций".
5. 250 "Безвозмездные перечисления
бюджетам" (подстатьи приводим не все);
251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной
системы Российской Федерации".
6. 260 "Социальное обеспечение"
(подстатьи не приводим).
7. 290 "Прочие расходы".
Какие расходы относятся на конкретную статью,
подстатью, определяют приказы, письма Минфина России.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется
по последовательной процедуре в соответствии с нормами Бюджетного кодекса
Российской Федерации:
- определение бюджетных ассигнований и лимитов
бюджетных обязательств, которые могут быть выделены на содержание бюджетного
учреждения в соответствии с бюджетной росписью. Данная функция - функция
субъекта бюджетного учета и отчетности - главного распорядителя средств бюджета
(Министерства, Федеральной службы, Федерального агентства, Исполнительной
дирекции государственного внебюджетного фонда и др.);
- составление субъектом бюджетного учета и
отчетности - получателем средств бюджета (бюджетным учреждением) обоснованной
бюджетной заявки необходимого объема финансирования на ведение деятельности по
направлениям расходования в соответствии с кодами бюджетной классификации;
- рассмотрение обоснованности бюджетных заявок
подведомственных получателей средств бюджета главным распорядителем
(распорядителем) средств бюджета и утверждение бюджетных смет, являющихся
основанием стоимостной оценки объектов бюджетного учета "Лимиты бюджетных
обязательств". Утверждение и доведение Лимитов бюджетных обязательств;
- принятие бюджетных обязательств получателями
средств бюджета. Получатели средств бюджета (бюджетные учреждения) имеют право
принимать бюджетные обязательства по осуществлению расходов и платежей в
пределах доведенных до них Лимитов бюджетных обязательств и бюджетной сметы;
- подтверждение и выверка исполнения денежных
обязательств (бюджетная отчетность об исполнении бюджета).
Регламентирование процедур получения Лимитов
бюджетных обязательств и принятия бюджетных обязательств получателями средств
бюджета предусматривает документальную фиксацию этих операций бухгалтерскими
записями бюджетного учета.
Бюджетный учет ввел новые счета в План счетов
бюджетного учета, вошедшие в специальный раздел "Санкционирование расходов
бюджета". Счета раздела "Санкционирование расходов бюджета"
корреспондируют между собой. Операции, отражаемые на счетах данного раздела
Плана счетов бюджетного учета, не входят в валюту Баланса.
Счета раздела "Санкционирование расходов
бюджета" являются как бы вспомогательными счетами, предназначенными для
контроля учетным способом двойной записи направления средств бюджета на расходы
бюджетополучателей и исполнения бюджета по расходам бюджетными учреждениями.
Наличие данного раздела Плана счетов бюджетного
учета и корреспонденция счетов бухгалтерских записей у получателя средств
бюджета означает фиксацию объема прав бюджетного учреждения на принятие
бюджетных обязательств, проверку объема использованного права на использование
средств бюджета. Для получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений) в
данном разделе Плана счетов бюджетного учета предназначены всего лишь 5 счетов
(приведем коды счетов: последние 9 разрядов 26-значного номера бюджетного счета):
50201 000 "Принятые бюджетные обязательства
текущего года", где 000 - коды экономической классификации расходов.
Рассмотрим наиболее часто применяемые проводки,
которые предназначает Инструкция N 25н для отражения принятия решений
получателем средств бюджета (бюджетным учреждением) по операциям исполнения
бюджета по расходам:
- отражение сумм лимитов бюджетных обязательств
(их изменений), полученных получателем средств бюджета. Основание -
"Уведомление о лимитах бюджетных обязательств".
Кредит счета 50103 000 означает, что получателю
средств бюджета утвержден источник финансирования расходов. Наличие источника
финансирования расходов означает право бюджетного учреждения по принятию
бюджетных обязательств текущего финансового года в пределах сумм кредитового
оборота данного счета по направлению расходования средств бюджета в
соответствии со статьей, подстатьей КОСГУ (000).
Например, кредит счета 1 50103 211 "Лимиты
бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет
заработной платы" означает, что у получателя средств бюджета имеется
источник финансирования, означающий право бюджетного учреждения принятия
обязательств по начислению в текущем финансовом году заработной платы
сотрудникам бюджетного учреждения (в обозначенных пределах).
Дебет счета 50105 000 означает, что получателю
средств бюджета предусмотрено денежное обеспечение на текущий финансовый год
(как правило, в органах Федерального казначейства) по соответствующей статье,
подстатье КОСГУ.
Внимание: даже в случае наличия у получателя
средств бюджета объекта "Денежные средства учреждения" денежное
обеспечение получателя средств бюджета не тождественно этим объектам ни в
методическом, ни в физическом смыслах.
К примеру, дебет счета 1 50105 211
"Полученные лимиты бюджетных обязательств по расходам за счет заработной
платы" означает, что бюджетному учреждению предусмотрено денежное
обеспечение на текущий финансовый год на выплаты списочному составу сотрудников
бюджетного учреждения:
- непосредственно выплат списочному составу
сотрудников;
- выплат по обязательствам списочного состава
сотрудников и другим основаниям (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), выплаты
по исполнительному листу, удержания в зачет своевременно не сданных в кассу
учреждения подотчетных сумм, удержания в зачет погашения выявленных недостач).
Отражение сумм принятых
бюджетных обязательств
(их изменений)
Основаниями учетной операции являются: исполненные
обязательства по договорам на оказание услуг (авансовые платежи), счета,
выставленные поставщиками, заявления на выдачу денежных средств под отчет,
результаты расчета начисления заработной платы на основании табелей учета
рабочего времени, расчета единого социального налога и взносов обязательного
пенсионного страхования по начисленной заработной плате, другие первичные
учетные документы.
Запись на счетах бюджетного учета означает
внутриучрежденческий контроль получателя бюджетных средств за соблюдением
финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств.
Санкционирование расходов бюджетов, проведенное
этой проводкой, означает, что "дебет идет впереди кредита".
Дебет счета 50103 000 "Лимиты бюджетных обязательств
получателей бюджетных средств" означает, что получатель средств бюджета
принял решение об использовании (расходовании) средств бюджета по
соответствующей статье, подстатье КОСГУ, в результате чего источник
финансирования бюджетного учреждения по данной статье, подстатье КОСГУ
уменьшается (дебет!). Бюджетное учреждение принимает решение только при условии
кредитового остатка по счету 50103 000 "Лимиты бюджетных обязательств
получателей бюджетных средств" после фиксации намерений.
Например, дебет счета 1 50103 211 "Лимиты
бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет
заработной платы" означает, что начислением заработной платы за очередной
месяц текущего финансового года бюджетное учреждение уменьшает на сумму
начислений источник финансирования текущего финансового года на расходы за счет
заработной платы.
Кредит счета 50201 000 "Принятые бюджетные
обязательства текущего года" означает, что получатель средств бюджета,
принимая очередное решение по бюджетным обязательствам, суммирует
обязательства, принятые с начала текущего финансового года по соответствующей
статье, подстатье КОСГУ, подлежащие оплате средствами бюджета.
Например, кредит счета 1 5020 211 "Принятые
бюджетные обязательства текущего года за счет заработной платы" означает,
что к фактически начисленному с начала текущего финансового года фонду оплаты
труда в бюджетном учреждении должна добавиться сумма начислений текущего месяца
и в "идеале" должна быть равна кассовому выбытию счета 1 30405 211 "Расчеты
по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по
заработной плате". Данное равенство является для бюджетного учреждения
одним из показателей целевого расходования бюджетных средств.
Вышеперечисленное представляет собой отличительные
особенности бюджетного учета по сравнению с бухгалтерским учетом в коммерческом
секторе экономики Российской Федерации.
Отдельные методологические принципы бюджетного
учета, осуществляемого бюджетными учреждениями начиная с 2005 г., аналогичны
принципам бухгалтерского учета коммерческого сектора экономики Российской
Федерации.
Метод начисления
Метод основан на подходе:
- доход в бюджетной системе возникает не в тот
момент, когда денежные поступления зачислены в бюджеты Российской Федерации, а
когда у плательщиков в бюджеты Российской Федерации возникли определенные
финансовые обязательства перед бюджетами Российской Федерации;
- расход в бюджетной системе возникает тогда,
когда бюджетному учреждению оказаны услуги сторонними контрагентами,
сотрудниками бюджетного учреждения отработаны рабочие дни, бюджетным
учреждением должны быть исчислены и отнесены на счет расходов учреждения
установленные налоги и т.п.
Применение данного метода означает, что до
осуществления движения денежных средств по операциям зачисления поступлений в
бюджеты Российской Федерации по доходам, по операциям расходования средств
бюджетов Российской Федерации в оплату принятых бюджетных обязательств в
бюджетном учете необходимо провести начисление доходов (и увеличения
дебиторской задолженности по доходам), расходов (и увеличения кредиторской
задолженности по обязательствам), признание затрат по поступлению нефинансовых
активов в бюджетное учреждение (и увеличения кредиторской задолженности перед
поставщиками).
Метод признания затрат
по поступлению нефинансовых активов
Метод основан на подходе:
- при поступлении объектов Нефинансовых активов в
бюджетное учреждение в бюджетном учете признаются затраты, вложения бюджетов
Российской Федерации в расширение материально-технической базы бюджетных учреждений,
но не расходы.
Метод начисления амортизации
Применение метода означает, что начисленным
расходом в текущем финансовом году по объектам нефинансовых активов
"Основные средства", "Нематериальные активы" является
амортизация. Счет "Амортизация" - новый счет для учета бюджетных
учреждений, введенный Инструкцией по бюджетному учету 25н.
Начисленная амортизация отражает не реальное
снижение стоимости объектов нефинансовых активов в процессе их эксплуатации, а
снижение стоимостной оценки эксплуатационной надежности как расход текущего
финансового года.
Метод исчисления финансового
результата
Финансовый результат субъекта бюджетного учета и
отчетности - получателя бюджетных средств (бюджетного учреждения) исчисляется
накопительным способом по окончании текущего финансового года как сопоставление
суммы начисленных расходов учреждения с суммами начисленных доходов учреждения.
Бюджетный учет предназначает для такого учета новый счет "Финансовый
результат прошлых отчетных периодов", который показывает по состоянию на 1
января очередного календарного года разницу между поступлениями и выбытиями из
бюджетов, начисленными доходами и расходами.