Главная » 2009»Апрель»21 » Законность уменьшения ЕДВ. Коллизия в законодательстве. Пользуемся.
Законность уменьшения ЕДВ. Коллизия в законодательстве. Пользуемся.
15:08
К вопросу законности уменьшения ЕДВ по итогам года. В соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" командир имеет право лишать, но не имеет права уменьшать. Так как ФЗ по юридической силе больше чем Приказ МО обиженные и оскорбленные могут восстановить свои права через суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 37
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой
бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Право на труд реализуется
военнослужащими посредством прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 10
Федерального закона “О статусе военнослужащих”).
Вознаграждение за труд
военнослужащие получают в виде денежного довольствия.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального
закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит
из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее –
оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным
воинским званием (далее – оклад по воинскому званию), которые составляют оклад
месячного денежного содержания военнослужащих (далее – оклад денежного
содержания), месячных и иных дополнительных выплат.
Единовременное денежное
вознаграждение отнесено к числу дополнительных выплат п. 1 ст. 13 названного
Федерального закона.
Поскольку данная выплата
является особым видом материального поощрения и является существенным
дополнением к более чем скромному заработку военнослужащих, порядок ее
осуществления уже становился объектом изучения специалистами различных уровней.
В данной публикации будет
рассмотрен вопрос, который часто возникает в сфере военно-служебных отношений –
это вопрос о легитимности уменьшения размера дополнительных выплат, в
частности, уменьшения размера единовременного денежного вознаграждения по
итогам года.
Итак, п. 1 ст. 13
Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 2008 г. № 76-ФЗ
предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного
(учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено
единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством
Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного
содержания.
Механизм реализации данной
нормы определен Правительством России.
П. 4 постановления Совета
Министров – Правительства РФ «О денежном довольствии военнослужащих, а также
лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» от 19 апреля 2003 г. № 340 (приказ
Министра обороны Российской Федерации 2003 г. № 025 дублирует его нормы)
предусматривает выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту (в том числе за границей), по итогам календарного года единовременное
денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей в размере трех окладов денежного содержания (без учета
их повышения за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями
местностях и других повышений), исходя из окладов, действующих на момент
выплаты этого вознаграждения, а военнослужащим, уволенным в течение года, – из
окладов, установленных этим военнослужащим на момент их увольнения.
Военнослужащим, прослужившим
в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской
Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, неполный календарный
год (в связи с поступлением на военную службу по контракту, увольнением с
военной службы и по другим причинам), вознаграждение выплачивается пропорционально
прослуженному времени в размере 1/12 трехмесячного оклада денежного содержания
за каждый полный месяц службы.
Далее в тексте постановления
идет речь о том, что командиры отдельных батальонов, полков, соединений,
командующие армиями, флотилиями, войсками округов, группами войск, флотами, им
равные и выше командиры (начальники) имеют право
уменьшать военнослужащим размер вознаграждения или лишать вознаграждения
полностью за упущения по службе, нарушения воинской дисциплины.
Получается,
что Федеральный закон устанавливает норму, в соответствии с которой
единовременное денежное вознаграждение по итогам года не может быть меньше трех
окладов денежного содержания, а Правительство РФ своим постановлением допускает
его уменьшение в зависимости от наличия у военнослужащего упущений по службе,
нарушения им воинской дисциплины.
Из
смысла Федерального закона следует, что ЕДВ может быть выплачено
военнослужащему (при наличии добросовестного исполнения им обязанностей военной
службы и по решению командира воинской части (по приказу), а в случае его
негативного поведения командир может отказать ему в
этой выплате.
Несмотря
на то, что Федеральный закон содержит бланкетную норму, т.е. определение
размера единовременного денежного вознаграждения по итогам года им отнесено к
компетенции Правительства Российской Федерации, в нем императивно установлен
минимальный размер данной выплаты. Поэтому Правительство России, определяя
своим постановлением размеры и порядок выплаты ЕДВ, вышло за пределы своих
полномочий, установив возможность (по решению военной администрации) уменьшения
рассматриваемой выплаты в зависимости от отношения военнослужащего к военной
службе.
Законным в данной ситуации
представляется только одно – либо выплата будет осуществлена в размере не менее
трех окладов денежного содержания, либо она вообще не подлежит реализации.
Третьего не дано.
Военнослужащий, не согласный
с решением командира (начальника) об уменьшении ЕДВ, может его обжаловать в
установленном порядке, в том числе в суд, подав жалобу приблизительно
следующего содержания.
Д.А. Митюрич, подполковник юстиции, юрисконсульт
юридической службы Военно-воздушных
сил
В военный
суд ______________________________________________гарнизона
прохожу военную службу в соответствии с контрактом,
заключенным «_»________200_ г.
Решения о невыплате мне единовременного денежного
вознаграждения по итогам 200_ г. командованием принято не было.
В то же время в соответствии с приказом командира в/ч
00000 от «_»_____200_ г. № __ мне противозаконно уменьшено на __ %
единовременное денежное вознаграждение по итогам 200_ г. Считаю, что такие
действия неправомерны, ущемляют мои права и законные интересы, так как в
соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих”
размер ЕДВ не может быть меньше трех окладов денежного содержания.
Я
обратился к командованию с рапортом о выплате ЕДВ, но получил отказ ввиду того,
что_____________________________________________________________________________________________
(указать
причину отказа)
Указанные
неправомерные действия причиняют мне убытки в виде
___________________________________________________________________________________________
На
основании изложенного и в соответствии со ст. 13, пп. 4, 5 ст. 18 Федерального
закона «О статусе военнослужащих», ст.ст. 15, 16 Гражданского кодекса РФ
ПРОШУ:
выплатить
мне единовременное денежное вознаграждение по итогам 200_ г. в размере трех
окладов денежного содержания, исходя из окладов по воинской должности и по воинскому
званию на момент выплаты.
2. Обязать
______________________________ возместить мне причиненные убытки в
размере_________ рублей, в том числе расходы по оплате государственной пошлины.
Приложения:
1. Документы, подтверждающие
требования заявителя.
2. Копия приказа командира
в/ч 00000 о незаконном уменьшении единовременного денежного вознаграждения.
Тех, кто решит восстановить свои права путем обращения в суд с
использованием материалов данной публикации, просим сообщить результаты
судебных разбирательств по данному вопросу.